Опубликован доклад по результатам исследования "Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний – 2014"

Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности проведено второе ежегодное исследование по корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний.

Основная цель исследования – оценка уровня прозрачности через проведение комплексного анализа отчетности крупнейших российских компаний.

В ходе исследования изучались публичные отчеты компаний за 2013 год (интегрированные отчеты, традиционные годовые и нефинансовые отчеты, в том числе отчеты в области устойчивого развития), а также иные материалы по отчетности, размещенные на официальных корпоративных сайтах. Всего исследовано более 700 компаний.

Аналитический доклад по результатам исследования "Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний – 2014".

Основные выводы

Вывод № 1. Прозрачными являются менее восьми процентов российских компаний

Все обследованные компании разделяются по трем зонам прозрачности: прозрачная зона,  полупрозрачная и непрозрачная. Прозрачная зона характеризуется высоким уровнем раскрытия информации, в компаниях введены элементы системного подхода к отчетности (в большей или меньшей степени), используются международные стандарты корпоративной отчетности. Полупрозрачная зона характеризуется низким уровнем раскрытия информации, элементы системного подхода к публичной отчетности практически отсутствуют, международные стандарты отчетности (или их элементы) используют единичные компании. В непрозрачной зоне публичная отчетность отсутствует.

Среди обследованных 721 компании (крупнейшие компании плюс те компании, которые в ближайшие годы попадут под повышенные требования к отчетности) в прозрачной зоне находится только 56 компаний (7,77 %). Общий объем реализации ~ 39,4 триллионов рублей, общая численность персонала ~ 3,5 миллиона человек.

Большая часть российских компаний - 425 (58,95 %) находится в полупрозрачной зоне. Общий объем реализации ~ 26,6 триллионов рублей, общая численность персонала ~ 2,7 миллиона человек.

Значительная часть компаний - 240 (33,3 %) являются абсолютно непрозрачными, они вообще не публикуют публичных отчетов. Оценить общий объем реализации и общую численность персонала в этой группе компаний из-за отсутствия информации в открытых источниках не представляется возможным.

Вывод № 2. Наиболее прозрачная отрасль – атомная, наименее прозрачная отрасль – банковская

Наиболее прозрачными являются компании атомной отрасли, за ними следуют компании электроэнергетической, затем нефтегазовой отрасли. Хорошие позиции также занимают компании угольной, химической и металлургической промышленности. Наименее прозрачными компаниями в отраслевом разрезе оказались компании банковского сектора, а отчетность большинства банков - низкого качества (подавляющее большинство банков отчитывается по минимальным требованиям ЦБ РФ/ФСФР).

Прозрачность государственных компаний выше, чем частных: 70,6 % компаний лидерской группы (компаний, прошедших в третий этап исследования) являются государственными.

Вывод № 3. Более двух третей компаний (72,1 %) готовят отчеты по минимальным требованиям или вообще не выпускают публичных отчетов

В целом состояние отчетности российских компаний совсем не радужное. Из 721 обследованных компаний 240 компаний (33,3 %) вообще не выпускают публичных отчетов, а 281 компания (38,9 %) готовят традиционные отчеты, минимально отчитываясь по требованиям ЦБ РФ/ФСФР.

Лишь 200 компаний (27,7 %) готовят продвинутые в той или иной степени отчеты:

 

Вывод № 4. Несмотря на общее негативное состояние с публичной отчетностью в стране, примерно десятая часть всех обследованных компаний составляет лидерскую группу (68 компаний, прошедших в третий этап исследования), качество отчетности которых достаточно высоко, а отчетность некоторых компаний отмечена как лучшая практика на международном уровне (в 2014 году в базу лучших отчетов Международного совета по интегрированной отчетности впервые вошли отчеты пяти российских компаний: АО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект", ОАО "Атомэнергомаш", ОАО "Атомредметзолото", ОАО "ОКБМ им. И.И. Африкантова", ОАО “Нефтяная компания "Роснефть"). 

При этом разрыв в качестве отчетности между лидерской группой и основной массой компаний велик и продолжает нарастать, в том числе и по сравнению с предыдущим годом (в лидерской группе очевидна позитивная динамика по многим показателям).

Вывод № 5. Уровень соответствия отчетов российских компаний международным стандартам по-прежнему не высок. В полтора раза выросло количество компаний, использующих Международный стандарт интегрированной отчетности – 18 компаний (12 в прошлом году). От общего числа обследованных компаний это составляет 2,5 % (26,5 % лидерской группы). Число компаний, готовящих отчеты в соответствии с Руководством GRI и заверенных аудиторами или GRI - 14 (1,9 % общего числа компаний или 20,6 % лидерской группы). 

Одновременно обоим стандартам соответствует отчеты 6 компаний, у всех есть заверение. То есть, в строгом соответствии с этими международными стандартами готовят отчеты только 9 % компаний лидерской группы (0,8 % всех компаний).

Очевидным прогрессом года является подготовка пятью компаниями (четыре представляют атомную отрасль, одна - химическую) отчетов, соответствующих заверенному «базовому» уровню соответствия версии G4 Руководства GRI. Но это составляет менее 1 % всех отчетов, подготовленных в этом году в мире по GRI G4.

Вывод № 6. Практика системного подхода к отчетности начала осваиваться российскими компаниями недавно (5-7 лет назад), но лидерской группой эта практика осваивается активно (все показатели выросли по сравнению с 2013 годом): нормативная база создана в 35 компаниях (51 % лидерской группы), планы по совершенствованию публичной отчетности есть у 19 компаний (28 %), в  9 компаниях (13 %) созданы комиссии заинтересованных сторон, 28 компаний (41 %) отчитались о закреплении ответственности за публичную отчетность.

Вывод № 7. По отдельным группам параметров (раскрытие информации о стратегии, рисках, корпоративном управлении и др.) высокий уровень раскрытия информации (~ 70 %), по отдельным (бизнес-модель, взаимодействие со стейкхолдерами и др.) низкий (~ 35 %). Но при этом, только 14 компаний берут на себя обязательства по учету запросов своих стейкхолдеров к отчетной информации. То есть, из-за неучета запросов на отчетную информацию, большинство отчетов не востребованы и малополезны, они по-прежнему готовятся и размещаются «впустую» (минимально выполняются только требования регуляторов). Кроме того, к достоверности отчетной информации у пользователей могут быть серьезные вопросы – в лидерской группе полностью заверена информация независимыми аудиторами только в 13 компаниях (19,1 %). То есть, даже в лидерской группе только пятая часть компаний готовит отчеты с нужной для пользователей и достоверной информацией (по всей группе обследованных компаний этот показатель составляет 1,8 %).

 

Social Like
FaLang translation system by Faboba